Двигатель на одном топливе лучше подходит для бездорожья, а на другом обычно дешевле в обслуживании.
Оглавление
- Чем бензиновый и дизельный двигатели отличаются друг от друга
- Какие плюсы и минусы у бензиновых двигателей
- Какие плюсы и минусы у дизельных двигателей
- Какой двигатель экономичнее: бензиновый или дизельный
- Автомобиль с каким двигателем выбрать: дизельным или бензиновым
Оглавление
- Чем бензиновый и дизельный двигатели отличаются друг от друга
- Какие плюсы и минусы у бензиновых двигателей
- Какие плюсы и минусы у дизельных двигателей
- Какой двигатель экономичнее: бензиновый или дизельный
- Автомобиль с каким двигателем выбрать: дизельным или бензиновым
Чем бензиновый и дизельный двигатели отличаются друг от друга
У бензиновых и дизельных моторов разный принцип работы. Но они оба относятся к категории двигателей внутреннего сгорания. Основные различия заключаются в способе воспламенения топлива, конструкции и характеристиках.
Как работает бензиновый двигатель
Бензиновый двигатель функционирует на основе воспламенения топливно-воздушной смеси с помощью искры от свечи зажигания. Процесс выглядит следующим образом:
- Воздух смешивается с бензином в камере сгорания.
- Свеча зажигания создаёт искру, которая воспламеняет смесь.
- Происходит микровзрыв, который толкает поршень, приводя в движение коленчатый вал.
В отличие от дизельных, бензиновые двигатели обычно работают на более высоких оборотах, из-за этого на ходу автомобиль ощущается плавнее и динамичнее.
Михаил Комаров
Создатель и руководитель проекта ID20 — программы управления автопарком
Бензин представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с меньшей плотностью, чем дизельное топливо. Он испаряется быстрее и воспламеняется от свечи зажигания, что обеспечивает более плавную работу двигателя и меньший уровень вибраций. Благодаря высокому октановому числу бензин меньше подвержен детонации, что позволяет двигателям работать на высоких оборотах и обеспечивать лучшую динамику разгона. Однако теплотворная способность бензина ниже, чем у дизеля, что означает больший расход топлива при той же мощности.
Принцип работы системы воспламенения в бензиновом двигателе. Кадры: CARinfo3d / YouTube
Как работает дизельный двигатель
Дизельный двигатель использует принцип самовоспламенения топлива под действием высокого давления и температуры. Вот что происходит во время работы мотора.
- В камеру сгорания подаётся воздух, который сжимается поршнем.
- При сжатии температура воздуха повышается до 700–900 °C.
- В разогретый воздух впрыскивается дизельное топливо, которое самовоспламеняется.
Дизельные двигатели работают на более низких оборотах, чем бензиновые, но обеспечивают высокий крутящий момент, что делает их идеальными для бездорожья.
Валерий Арутин
Эксперт Авто.ру
Дизельное топливо имеет высокую вязкость, что делает двигатель более эффективным. Но требуется адаптировать дизель к различным погодным условиям, чтобы он не загустел.
Различия в работе системы воспламенения в бензиновом и дизельном двигателях. Кадры: Автоинформатор / YouTube
Какие плюсы и минусы у бензиновых двигателей
Плюсы
- Меньший шум и вибрации: бензиновые двигатели работают тише и плавнее, чем дизельные.
- Более доступное топливо: бензин дешевле дизеля. Средняя стоимость АИ-95 по России составляет 60,63 рубля за литр, а дизеля — 70,15 рубля.
- Простота обслуживания: конструкция бензинового двигателя проще, ремонт обходится дешевле.
- Лучшая динамика на высоких оборотах: бензиновые моторы быстрее разгоняются.
Минусы
- Высокий расход топлива: бензиновые двигатели менее экономичны. По информации Евгения Мелехина, генерального директора «Рексрент» АО «Билантлия», «внедорожник с дизельным мотором проедет примерно 800 км на одном баке, а бензиновый — только 600».
- Меньший ресурс: срок службы бензинового двигателя обычно меньше, чем у дизельного.
Какие плюсы и минусы у дизельных двигателей
Плюсы
- Экономичность: дизельные двигатели потребляют меньше топлива, чем бензиновые.
- Высокий крутящий момент: идеально подходит для перевозки тяжёлых грузов и езды по бездорожью.
- Долговечность: дизельные двигатели имеют больший ресурс.
Минусы
- Шум и вибрации: дизельные моторы работают громче и менее плавно по сравнению с бензиновыми.
- Дорогое обслуживание: на ремонт и замену компонентов придётся потратить больше. Так, по информации от Ирины Франк, управляющего директора компании FRANK AUTO, «замена форсунок обойдётся в среднем в 50–100 тысяч рублей, а ремонт турбины стоит от 30 тысяч рублей. В бензиновых автомобилях такие работы на порядок дешевле: замена форсунок — 20–50 тысяч рублей, ремонт турбины — 15–30 тысяч».
- Чувствительность к качеству топлива: дизельные двигатели требуют больше внимания к горючему.
- Проблемы с запуском в мороз.
Ирина Франк
«Дизели» зимой могут капризничать: летняя солярка при −15 °C превращается в «желе», и без предпускового подогрева или специальных присадок завести мотор сложно.
Какой двигатель экономичнее: бензиновый или дизельный
Дизельный двигатель считается более экономичным благодаря более высокой теплотворной способности дизеля и КПД мотора. По данным Ирины Франк, в среднем дизельный автомобиль расходует на 20–30% меньше топлива, чем бензиновый аналог.
Однако экономия зависит от условий эксплуатации: на трассе дизель выгоднее, а в городских условиях разница может быть менее заметной.
Ирина Франк
При покупке бензиновые автомобили обычно дешевле дизельных, и цены на ремонт ниже. Например, замена топливного насоса на бензиновом моторе стоит около 15–20 тысяч рублей, тогда как на «дизеле» — от 40 тысяч рублей. Но бензиновые двигатели менее долговечны: пробег до капитального ремонта редко превышает 250–300 тысяч километров, в то время как «дизели» спокойно выхаживают 400–500 тыс. километров.
Если вы живёте в городе, редко грузите автомобиль и не планируете проезжать больше 15–20 тысяч километров в год — выбирайте бензиновый мотор. Он проще, дешевле в обслуживании и комфортнее.
«Дизель» выигрывает в экономии топлива, но не всегда в общей стоимости владения. Затраты дизелистов на ТО выше примерно на 20–25%, поэтому сэкономленные на горючем деньги могут уйти на более дорогой ремонт и техобслуживание.
Бензиновые двигатели менее требовательны к качеству топлива. Им не нужны дорогие масла с низкой зольностью или регулярная чистка сажевого фильтра. Большинство сервисов легко устранят типовые неисправности, например заменят свечи зажигания за 3–4 тысячи рублей. «Дизель» — выбор для водителей, готовых вкладываться в профилактику. Засорение топливной системы, износ топливного насоса высокого давления (ТНВД), проблемы с EGR (cистемой рециркуляции выхлопных газов) — типичные «болезни», требующие внимания. Через каждые 60–80 тысяч километров нужно чистить форсунки, а через 100 тысяч — проверять турбину.
Автомобиль с каким двигателем выбрать: дизельным или бензиновым
Выбор между дизелем и бензином зависит от ваших потребностей и условий эксплуатации.
Выберите бензиновый двигатель, если:
- Вам важен комфорт и тишина в салоне.
- Вы не хотите переплачивать за обслуживание.
- Вы предпочитаете более динамичную езду.
Ирина Франк
Бензиновые двигатели традиционно считаются более «дружелюбными» для водителя. Работают тише, меньше вибрируют и быстрее запускаются в мороз — нет необходимости ждать, пока свечи накала прогреют камеру сгорания. Это делает моторы идеальными для городской эксплуатации, где частые остановки и короткие поездки — норма.
Обратите внимание на дизельный двигатель, если:
- Вы часто путешествуете на дальние расстояния или по трассе.
- Вам нужен автомобиль для перевозки тяжёлых грузов или езды по бездорожью.
- Вы готовы мириться с более высокими затратами на обслуживание ради экономии топлива.
Как отмечает Ирина Франк, «дизельные двигатели — фавориты тех, кто часто ездит на дальние расстояния. Благодаря высокому крутящему моменту такие моторы уверенно тянут на низких оборотах, что особенно ценится в коммерческом транспорте и внедорожниках. Расход топлива у „дизеля“ ниже».
Андрей Кочнев
Руководитель отдела автотранспорта ГК Альфа-Лизинг.
Если сложить все расходы на дизельную машину и сравнить их со стоимостью обслуживания бензинового автомобиля, включая замену у него двигателя на пробеге, например, 300 тысяч километров, то в итоге мы получим примерно одинаковые суммы. Поэтому при выборе типа мотора нужно учитывать степень надёжности конкретного агрегата и условия, в которых будут его эксплуатировать, а также предполагаемые сроки владения автомобилем.
Автомобилистам 🛞 Что лучше — вариатор или «автомат» 10 самых дешёвых машин в России и мире Почему троит двигатель и что с этим делать Как проверить подушки двигателя Как прокачать тормоза автомобиля правильно