Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.
В этой серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо.
Сегодня поговорим с известным педиатром, одним из наиболее цитируемых специалистов доказательной медицины Сергеем Бутрием о том, надо ли сбивать температуру, почему дети плачут и можно ли мочить манту.
Сергей Бутрий Педиатр клиники Docdeti. Автор блога о современной педиатрии «Заметки детского врача» и популярных книг.
1. Опасно ли ребёнку есть козявки? Что вообще делать, если ребёнок тащит в рот всё подряд?
Есть козявки не вредно. Это с медицинской точки зрения ни к чему плохому не приводит.
А вот с привычкой тащить в рот всё подряд дела обстоят иначе. Необходимо следить, чтобы во рту ребёнка не оказывались медикаменты, которыми можно отравиться, бытовая химия, от которой легко получить отравление и ожоги, а также инородные тела, которые могут попадать в дыхательные пути или пищеварительный тракт и угрожать здоровью и жизни. Например, очень опасно проглатывание неодимовых магнитных шариков.
Привычка тащить всё в рот проходит. Поэтому остаётся только следить за гигиеной и за тем, чтобы ребёнок не причинил себе вред. Но делать это с терпением, бережно.
2. Можно ли растирать водкой, чтобы снять температуру? Нужно ли вообще сбивать температуру?
Температуру нужно обязательно снижать, если она превышает 42 градуса. Такая температура вызывает денатурацию белков головного мозга и иногда приводит к необратимым последствиям. Но её практически никогда не бывает из‑за инфекционных причин, обычно это следствие перегрева.
При инфекциях, как правило, бывает температура не выше 39–39,5 градусов. Такое повышение само по себе не опасно, но может доставлять выраженный дискомфорт ребёнку, поэтому снижение температуры оправданно.
Но снижать её стоит правильно, только препаратами ибупрофена и парацетамола каждые 6–8 часов. При этом нет цели сбить до 36,6. Есть цель снизить хотя бы на градус, чтобы ребёнку стало комфортнее, а родителям спокойнее.
Доказано, что лучший способ лечить ОРВИ — ничего не делать. Но родителям от этого тяжко, и они снижают температуру. Это самая очевидная помощь, от которой сложно отказаться.
Водкой же лучше не растирать, так как эффект от неё маленький. Логика растирания в том, что спирт испаряется быстрее воды и уносит с собой тепло — это физический метод охлаждения. Но такие методы довольно плохо переносятся детьми. Они доставляют дискомфорт, и к тому же есть риск отравления. Кожа может всасывать значимое количество алкоголя, и у ребёнка может начаться рвота и недомогание. Это обычно не опасно, но вы добавите ребёнку дискомфорта.
Если же от лекарства совсем нет эффекта или температура пугающая, тогда лучше использовать не водку, а душ: вставать с ребёнком под тёплую воду, а потом постепенно снижать температуру до прохладной. Постоять под таким душем можно 2–5 минут: этого будет достаточно, чтобы сбить температуру на пару градусов.
3. Правда ли маленьких детей нужно одевать теплее, чем взрослых?
Маленьких детей в идеале нужно одевать так же, как нас, или чуть теплее, а далее ориентироваться на их самочувствие. Если они настолько маленькие, что мало двигаются, — представьте, как вас нужно было бы одеть, если бы вас возили по улице на коляске. Вы бы мало двигались и быстрее остывали.
Если ребёнок активно бегает и прыгает по площадке, то одевать его нужно легче, чем себя, потому что вы стоите, а он двигается больше и потеет.
Но все эти правила пригодятся на первые прогулки, а дальше любой внимательный родитель будет экспериментировать с одеждой: где‑то снимать курточку, где‑то, наоборот, надевать шапочку, избегая явных признаков переохлаждения или чрезмерного потоотделения.
Вы ошибаетесь, если думаете, что ребёнку обязательно должно быть жарко, а если он вспотел, то нужно добавить ещё больше слоёв одежды, а то продует.
На самом деле лучше одевать так, чтобы ребёнок не потел вовсе. Максимум немножко подмок на пике физической активности, но не более того.
4. Если не установить ребёнку режим питания, у него будет гастрит? А что, если он не хочет есть, когда надо?
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, стоит прочесть книжку Эллин Сэттер «Кормление и питание ребёнка от 0 до 5 лет с любовью и здравым смыслом». Автор очень подробно и бережно объясняет, что такое отзывчивое кормление и как правильно, не насилуя ребёнка, прививать ему здоровые пищевые привычки.
Пищевые привычки нужны много для чего. Во‑первых, чтобы они давали маме и папе ощущение, что они хорошие родители, и удовлетворяли их. Это важное ощущение, не нужно им пренебрегать.
Во‑вторых, для того, чтобы у ребёнка не развивались грубые пищевые пристрастия. Например, пристрастие к сладкому или отклонения от гарвардской тарелки и средиземноморской диеты.
Гарвардская тарелка — это система питания, при которой овощи и фрукты составляют одну половину рациона, а вторую половину поровну делят между собой цельнозерновые и белки. Также важны полезные растительные масла (оливковое, рапсовое, кукурузное, подсолнечное, арахисовое и другие) в умеренном количестве, достаточно воды.
Средиземноморская система питания отражена в пирамиде, основа которой — это блюда, рекомендованные к потреблению ежедневно. Это растительные и кисломолочные продукты, оливковое масло. Середина — белковая пища, которую следует есть 1–4 раза в неделю. К ней относят рыбу, морепродукты, белое мясо и яйца. Вершина — продукты, которые желательно употреблять не чаще 1–2 раз в месяц. Это красное мясо и сладости.
Что будет, если отклоняться от некоего эталона питания? То, что в традиционно в России называют словом «гастрит», — это сборная солянка всех болей в животе и почти несуществующий диагноз. Неоптимальное питание чаще приводит к ожирению, пищевым дефицитам, анемии и запорам. Из этих соображений ребёнку стоит установить режим питания, но при этом не подавлять его личность грубыми воспитательными стратегиями.
5. Как приучить ребёнка есть всё подряд и не привередничать? Нужно ли полностью лишать маленького ребёнка сладкого?
Опять же, можно заглянуть в книжку Эллин Сэттер. Но тут важно другое. В этом вопросе слышится желание сделать ребёнка удобным. И если посмотреть на этот вопрос с такого ракурса, то есть две кардинальные стратегии.
Первая — это подавление, шантаж, наказание, то есть довольно грубые методы, которые унижают личность ребенка и принуждают делать всё, что мама с папой говорят, без осознания пользы для себя.
Вторая стратегия — понять, почему ребёнок так делает, что вообще значит «привередничать». Ребёнок ведёт себя хорошо, когда может, — это известная максима. А плохо он себя ведёт не потому, что так хочет, а потому, что у него есть какой‑то дефицит развития, проблема в коммуникации или что‑то ещё, в чём надо разобраться. Потому что по природе своей дети хотят нравиться своим родителям, получать их одобрение.
Поэтому важно искать баланс между тем, чтобы полностью попускать всё, что приходит в голову ребёнку, и тем, чтобы подавлять его волю.
В этом вопросе важна последовательность и бережность, которая важнее, чем полный отказ от сладкого.
Что касается полного отказа от чего‑либо, это решение семьи. Но часто такие запреты заканчиваются в один миг, когда ребёнку стало невыносимо, он закапризничал и ему в конце концов позволили что‑то запретное. Или он приезжает к бабушке в деревню, где его раскармливали и всё позволяли, после чего уже сложно что‑то полностью запретить.
Поэтому сладкое вполне можно давать детям, но устанавливать какие‑то правила, временные и количественные рамки. Это будет полезнее и гораздо уважительнее к ребёнку. Это будет договор с ним, из которого пользы можно извлечь больше, чем из тупого запрета.
6. Что будет, если не лечить молочные зубы? Если они все в кариесе, можно просто подождать, пока они выпадут? Особенно если ребёнок панически боится зубных врачей.
Лечить молочные зубы нужно. Если есть серьёзные проблемы со страхом, какое‑то время с лечением обычно можно подождать и подготовить ребёнка, скажем, в течение месяца. Суть в том, чтобы постепенно адаптировать ребёнка к тому, что он приходит в клинику, потом заходит в кабинет, приучается к врачу. Это бесплатно или почти бесплатно, об этом можно договориться практически с любой адекватной стоматологией.
Если не лечить молочные зубы, может случиться так, что пульпит, флюс или свищ возникнут внезапно и приведут к экстренному визиту к стоматологу или челюстно‑лицевому хирургу. А это уже не так бережно по отношению к ребёнку просто из‑за дефицита времени и серьёзности проблемы.
Если что‑то бесконечно откладывать, то оно выстрелит в тот момент, когда семья к этому не готова.
Второе, что может случиться, — это необходимость удалить зуб раньше времени. Если несколько лет между зубами большой промежуток (на месте удалённого зуба), то соседние молочные зубы начинают сходиться друг к дружке, и потом новому коренному некуда расти.
Также инфекция может поразить зачатки коренных зубов, и они не вылезут или вылезут уже деформированными. И это далеко не все риски.
Родители часто боятся наркоза, даже местной анестезии. Я бы действовал по принципу «боишься — не делай, делаешь — не бойся». У наркоза есть риски, но они есть и у кариеса, поэтому всегда надо выбирать меньшее из зол. Если у ребёнка нет очевидных противопоказаний к наркозу, избегать его не стоит.
7. Можно ли ребёнку безалкогольное пиво?
В целом можно. Но для чего ему его пить?
Если все вокруг пьют пиво и ребёнок по этому поводу переживает, разово можно, наверное, предложить ему безалкогольное пиво. Но не стоит делать этого регулярно, как минимум — чтобы не нормализовать этот процесс.
Это в целом вопрос о гибкости воспитания и готовности к тому, что ситуации можно менять в разные стороны и не провоцировать избыточной категоричностью лишние трудности.
8. Можно ли мочить Манту? А прививки?
Проба Манту не является прививкой, это кожно‑аллергическая проба. Результат таких проб, если они являются внутрикожными, как Манту, не зависит от того, попадала на них влага или нет. Старую накожную пробу Пирке сейчас почти не проводят. Это её рекомендовалось не мочить. Современную пробу Манту мочить можно.
Прививки мочить тоже можно, как и принимать после них душ. Желательно не распаривать долго место введения, потому что это может увеличить кожную реакцию, но не более.
Тут важно проговорить, чем мы рискуем, даже если распариваем место введения вакцины: это не какие‑то инвалидизирующие осложнения. Мы просто можем на сутки‑вторые удлинить или сделать ярче местную постпрививочную реакцию, когда опухает место введения вакцины.
Это болезненно и страшновато выглядит, но никакого вреда здоровью ребёнка не несёт.
Ещё важно подчеркнуть разницу между нежелательными явлениями и осложнениями на вакцинацию. Нежелательные явления — это то, что вызывает дискомфорт и пугает, но не несёт долгосрочного вреда здоровью. Опухшее место введения после распаривания — это как раз нежелательная реакция.
А осложнения — это гораздо более серьёзные симптомы, которые происходят реже и уж точно не зависят от того, намочили вы место прививки или нет.
9. Почему дети так часто плачут?
Потому что у них процессы возбуждения преобладают над процессами торможениями. Это типичная особенность детей. Они эмоционально нестабильны и пока только учатся контролировать свои эмоции.
В каждом возрасте у ребёнка свои поводы быть эмоционально нестабильным, начиная от рождения, когда он, например, голоден, и заканчивая эмоциональными скачками у подростков.
Детский плач не опасен и не зависят от пола: мальчики тоже могут плакать, и это нормально.
10. Если у ребёнка раз в полгода‑год ночью болят и ноют ноги так, что он спать не может, а потом всё проходит — это из‑за того, что он растёт?
Скорее всего, из‑за этого. Есть четыре основные проблемы, из‑за которых такое может быть.
Первое — это боли роста. Они функциональны и не связаны с поражением костей и суставов. Они не вызывают хромоту, изменение конфигурации суставов, повышение температуры, недомогание и так далее, но доставляют неудобство ребёнку и беспокойство родителям.
В таких случаях мы советуем потерпеть, это само пройдёт. В крайнем случае — дать нурофен или провести отвлекающие процедуры вроде растирания ножек шалью или контрастного душа.
Вторая проблема — это синдром беспокойных ног, когда нет боли как таковой, но есть покалывание, почёсывание, будто что‑то щекочет. Ребёнок вынужден менять положение ног: так неприятные ощущения уходят секунд на 20, а потом снова копятся.
Необходимость постоянно изменять положение ног мешает заснуть и раздражает.
Третья проблема — это транзиторный синовит. Он возникает после недавно перенесенной ОРВИ, когда сустав опухает, болит, ребёнок хромает. Обычно это проходит дней за три‑пять.
Четвёртая — это крампи, которые близки к синдрому беспокойных ног. Это судорожное сведение мышц, которое видно внешне и на ощупь. В отличие от вышеперечисленного, крампи оставляют за собой крепатуру мышц (это мышечные боли, как будто вы перетренировались) и, как правило, не проходят с возрастом.
Все эти четыре причины достаточно безопасны. Но если мы видим стойкую хромоту, утреннюю скованность в суставах, объективные изменения мягких тканей над суставом, ограничение амплитуды пассивных движений в суставах и так далее, особенно если всё это длится более 2 недель подряд — это серьёзный повод обратиться к врачу поскорее.